Если вы посмотрели это видео — я сэкономила вам минимум 20£))
Мы попали в Тинтэйджел облачным днем. На руины мы не пошли: я не поклонница легенд и раскопок. Просто погуляли по тропинкам в скалах вдоль моря: легкий ветерок игрался с тучками иногда проглядывало солнце, аромат весенних трав смешивался с океанским бризом. Красота!
по пути попалось кладбище, расположенное вокруг старинной каменной церкви. Могилы самых разных времен. Есть совсем разрушенные плиты, а есть и новые могилы. На одной, украшенной свежими цветами, надпись гласила, что похоронен тут 14-летний мальчик с затонувшего у этих берегов в позапрошлом веке корабля. Потом, в церкви, я увидела мемориальную доску с историей о том, как иностранный корабль, проходящий мимо, ударило прибоем о скалы и он затонул. Местные жители организоапли спасение и кроме 14-летнего юнги никто не погиб. Доска эта висела в прежде никокда невиданном мною месте: церковном детском уголке. Там рядами стояли маленькие стульчики, на пюпитре лежала раскрытая детская библия с картинками. Стояли так же столы с карандашами и краскими, доски для рисования, коробки с игрушками. Явно посещаемое место. Я к религиям и цеквям равнодушна. Но, пожалуй, англиканская церковь — самая человечная их всех христианских на сегодня. Розамунда Пильхер в своих романах отдавала должное корнуольским и шотландским церковнослужителям. Они у нее не догматики и не начетчики, а теплые люди с открытой душой. Вот и тут: занимаются с детьми, придумали им занятие: помнить про бедного забытого юнгу. И это ж больше 100 лет прошло…
В меланхолином настроении пошли мы далее, к гостинице, которая конечно же называется Камелот Касл — она есть на видео. Стоит высоко на скале, отделана с викторианской роскошью. Даже унитазы расписаны цветами))) Чайная комната роскошная, с камином и столиками у окошек-фонариков, можно пить чай и любоваться на океан и кантрисайд. У отеля богатая история знаменитых постояльцев, чьи фото висят на стенах лобби и гигантской гостинной.
Чай пить мы не стали — рано было. Отправились гулять дальше, пока не пошел довольно-таки интенсивный дождик. Он загнал нас в город, где мы отведали знаменитого корнуольского пирога. В суровые старые времена его готовили для рабочего люда: крестьян, шахтеров, строителей. Слегка сдобное тесто на соде раскатывали в большой круг. На одну половину складывали остатки от обеда, накрывали второй половиной, защипывали и выпекали. С одного угла оставляли больше теста, чтобы удобно было пирог держать за едой. Угол не ели. На нем ставили метку, чтобы не перепутать — чей пирог. Говорят, что при завалах в шахтах по этим меткам определяли, кого завалило.
Очень полезное и питательное изобретение. Мы взяли корниш (так он называется) с бараньим рагу в мятном соусе и наелись одним на двоих.
Кроме пирогов знаменит Корнуолл еще и своей карамельной помадкой Fudge на местных жирных сливках. Климат тут мягкий, почти субтропический летом Поэтому коровы (и лошади) пасутся на лугах круглый год (как на Азорах), молоко дают жирное, из которого получаются отличные двойные сливки. Но о них — попозже.
В Корнуолле даже чай выращивают. И поставляют к королевскому столу. На чайной плантации мы не были, но чай местный к помадке купили. Добротный черный чай, потемнее, чем азорский — чисто в английском вкусе, под молоко.
А вот теперь про сливки. Они жирные, топленые, вкуснющщие — ум отъесть! Называются Clotted cream. Девон и Корнуолл спорят — у кого вкуснее. Готовят их из свежего сырого молока, долго нагревая его в широких плоских емкостях. Сливки собираются за это время на поверхности в клубки (clottes) и их снимают, чтобы подать к чаю. Ох этот знаменитый Cream Tee…

А вот в Корнуолле наслаждались мы этим чаем на самом краюшке земли.
Это тоже достопримечательность, которая упоминается в романах Розамунды и где я очень хотела побывать.

Там, к сожалению, построили торгово-сувенирный центр с кинотеатром (?) и аттракционами. Но если отойти от него подальше — ощущение свободы и полета. Гулять, вдыхая смесь ароматов йода и тимьяна, слушать прибой, валяться на травке, устроить пикник…
Нам пикник не устроили, зато напоили чаем. Вот он, корнуольский кримти.

Значительно проще выглядит, но по вкусу превосходит все, что я пробовала до этого. Даже в Фортнум&Мэйсоне, правда-правда. Сконы были до того пушистые, что я даже подумала — в Корнуолле есть свой рецепт Но гугль ничего об этом не знает(( Кстати, здесь мажут сконы сначала сливками, а потом вареньем. А вот в Девоне — наоборот: варенье по низ, а сверху шапка сливок. Кто прав? Это как с вопросом, что наливать в чашку первым: молоко или чай. Я — молоко наливаю. А вы?